vera_time (vera_time) wrote,
vera_time
vera_time

Category:

Как победить прокрастинацию (прокрастинация-2)

Продолжаю читать и "конспектировать" 2-ю часть из этого поста

Первая часть

Мы уже знаем об Обезьяне мгновенного вознаграждения (часть мозга, которая ответственна за прокрастинацию) и её доминировании над Принимающим рациональные решения, но что на самом деле там происходит?

Прокрастинация — это плохая привычка, граничащая с наркотической зависимостью, позволяющая обезьяне побеждать. Прокрастинатор по-прежнему намерен контролировать обезьяну, но он делает несчастные попытки, используя один и тот же неработающий метод, который он использовал годами, и глубоко внутри он знает, что обезьяна победит. Он клянется измениться, но шаблоны поведения остаются прежними. Так почему же адекватный человек повторяет такие неубедительные и бесполезные усилия снова и снова?

Ответ в том, что он чувствует себя крайне неуверенным, когда дело доходит до этой части его жизни — и он позволяет себе быть порабощенным пагубным, самореализующимся пророчеством. Назовем это самореализующееся пророчество его Сюжетной линией. Сюжетная линия прокрастинатора выглядит примерно так:

«Выполняя Списки дел моей жизни, я буду ждать до последней минуты, паникуя и делая меньше и хуже чем мог бы, или бросать и ничего не делать вообще. Давайте будем честны насчёт Списков желаний моей жизни: я или начну что-то одно и самоустранюсь или, что более вероятно, просто никогда не приступлю к выполнению».

Проблема прокрастинатора лежит глубоко, и для её решения нужно нечто большее, чем просто «быть более дисциплинированным» или «избавиться от плохих привычек». Корень всех проблем встроен в его Сюжетную линию — это именно то, что должно поменяться.

Прежде чем говорить о том, как изменить Сюжетную линию, давайте определим, что именно хочет поменять прокрастинатор. Как выглядят правильные привычки, и где именно прокрастинатор сталкивается с неприятностью?

Есть два компонента достижения целей разумным и эффективным путем — планирование и исполнение. Начнём с того, что попроще.

Планирование

Прокрастинаторы любят планировать просто потому, что планирование не связано с действием, а действие — это криптонит [Spoiler (click to open)](Криптонит - вымышленное кристаллическое радиоактивное вещество, фигурирующее во вселенной DC Comics. Криптонит знаменит благодаря тому, что является единственной не магической слабостью Супермена и других криптонцев - он способен оказывать на них воздействие, которое разнится в зависимости от цвета минерала. Благодаря популярности Супермена слово «Криптонит» во многом стало распространённым аналогом выражения «ахиллесова пята». Википедия) прокрастинатора.

Но когда прокрастинаторы планируют, они делают это неопределенным способом, который и близко не берёт во внимание детали или реальность. Такое планирование идеально настраивает их на то, чтобы фактически ничего не выполнять.

В двух словах, планы нечеткие, объемные, размытые. А нужны конкретные шаги - как кирпичи для постройки дома.

Исполнение
Дело не в том, что прокрастинаторы не принимают концепцию деятельности. Они смотрят на кирпичи в своем расписании и думают: «Круто, это будет весело». Это происходит, когда они представляют будущий результат труда — в отсутствие Обезьяны мгновенного вознаграждения. Похоже на то, что прокрастинатор не включает в свое видение будущего обезьяну.

Но когда наступает момент начать запланированную укладку кирпичей, прокрастинатор делает то же, что обычно, — он позволяет обезьяне взять и всё разрушить.

И поскольку мы подчеркнули выше, что все достижения сводятся к способности заложить этот один кирпич в промежуток на вашем графике (расписании), мы, похоже, выяснили, где сконцентрирована борьба. Давайте рассмотрим укладку этого самого кирпича.
Критический вход — это место, где вы официально приступаете к заданию. Тёмные леса — это процесс фактического выполнения работы, и как только вы закончите, то будете вознаграждены попаданием на Счастливую игровую площадку — место, где вы чувствуете удовлетворение, где свободное время приятно и полезно, потому что вы сделали что-то сложное. Иногда вы так увлечены работой, что попадаете в состояние Потока, где вы так блаженно погружаетесь в задачу, что теряете ощущение времени.

Путь выглядит примерно так:


Звучит довольно просто, но, к сожалению для прокрастинаторов, они упускают и Счастливую игровую площадку, и Поток.

Так, например, выглядит прокрастинатор, который даже не начинает заниматься задачей, потому что никогда не пробивается через Критический вход. Вместо этого он проводит часы, валяясь на Тёмной игровой площадке и ненавидя себя:


Прокрастинатор, который не мог заставить себя начать, хотя дедлайн приближался. Он часами сидел на Тёмной игровой площадке, зная, что дедлайн уже на подходе, но только усложнял себе жизнь, так и не приступив к задаче. В конце концов дедлайн подобрался настолько близко, что Панический монстр грохоча ворвался в комнату и заставил его в спешке делать всё, чтобы успеть до дедлайна.


После того, как прокрастинатор закончил, он чувствует себя хорошо, потому что что-то сделал. Одновременно с этим он недоволен, потому что знает — он сделал работу посредственно из-за спешки. Ему кажется, что он потратил большую часть своего времени на прокрастинирование без причины. Это приводит его в Парк смешанных чувств.

Поэтому если вы прокрастинатор, давайте посмотрим, что нужно сделать, чтобы пройти по правильному пути, который сделает вас намного счастливее.

Первое, что вы должны сделать, — пройти через Критический вход. Это значит остановить всё, что вы делаете, когда пришло время начать выполнять задание, отбросить все развлечения и начать работу. Это звучит просто, но это самая сложная часть. Именно здесь Обезьяна мгновенного вознаграждения сопротивляется сильнее всего.

Обезьяна ненавидит прекращать веселье, чтобы начать делать что-то сложное, и именно здесь вы должны оказаться сильнее её. Если вы начнёте и вынудите обезьяну войти в Тёмный лес, то немного сломаете её волю.

Конечно, она не собирается сдаваться. Тёмный лес — то место, где вы находитесь во время работы. Это невеселое место, и Обезьяна мгновенного вознаграждения не хочет иметь с ним ничего общего. Тёмный лес окружен Тёмной игровой площадкой — одним из любимых мест обезьяны, и поскольку она может видеть, насколько она близка, то будет изо всех сил стараться покинуть Тёмный лес.

Непременно наступит момент, когда вы врежетесь в дерево — столкнётесь с длинным подъемом на пробежке, вам понадобится Excel-формула, которую вы ещё не знаете, а песня, которую вы пишете, не будет звучать так хорошо и гармонично, как вы предполагали — именно тогда обезьяна сделает свою самую дерзкую попытку побега.

Нет смысла покидать Тёмный лес в пользу Тёмной игровой площадки — они оба тёмные. Отстойно находиться и там, и там, но большая разница в том, что Тёмный лес ведёт к счастью, а Тёмная игровая площадка ведёт только к большему сожалению. Но Обезьяна мгновенного вознаграждения не блещет логикой, и Тёмная игровая площадка кажется ей гораздо веселее.

Хорошая новость заключается в том, что если вы сможете немного пройти через Тёмный лес, произойдёт кое-что забавное. Прогресс в работе создаёт положительные ощущения завершённости и повышает самооценку. Обезьяна лишается силы от низкой самооценки, и когда вы чувствуете толчок самоудовлетворения, обезьяна находит на своем пути Банан высокой самооценки. Это не подавляет её сопротивление полностью, но может отвлечь её на некоторое время, и вы обнаружите, что желание прокрастинировать уменьшилось.

Если вы продолжите движение через Тёмный лес, произойдет что-то волшебное. Как только вы проделаете 2/3 или 3/4 задачи, особенно если все идет как по маслу, то начнете чувствовать себя хорошо, и внезапно на горизонте появится окончание работы. Это ключевой Переломный момент.


Переломный момент важен потому, что не только прокрастинатор может учуять Счастливую игровую площадку там впереди, — но и обезьяна тоже. Обезьяне всё равно, если её мгновенное вознаграждение появляется рядом с вами или за ваш счёт — она просто любит то, что легко и весело. Как только вы преодолеете Переломный момент, обезьяне будет интереснее попасть в Счастливую игровую площадку, а не в Тёмную игровую площадку. Когда это происходит, вы теряете весь импульс прокрастинации, и теперь и вы, и обезьяна приближаетесь к финишу.

Когда вы проходите Переломный момент, может случиться так, что работа над задачей станет приносить удовольствие. Вы одержимы этой задачей и теряете интерес ко всему остальному, включая еду и время. Это называется Поток — просто блаженное чувство, которое возникает, когда вы делаете великие дела (Подробнее о состоянии потока смотри в книге Михайя Чиксентмихайи «Поток. Психология оптимального переживания» — vc.ru). Обезьяна вместе с вами предаётся блаженству, и вы снова команда.

Прокрастинацию сложно победить потому, что у Обезьяны мгновенного вознаграждения ужасная кратковременная память. Даже если вы значительно преуспеете в своих делах в понедельник, во вторник она уже всё забудет и снова будет сопротивляться походу в Тёмный лес.

Вот почему настойчивость — такая важная составляющая успеха. Укладка каждого кирпича приводит к внутренней борьбе и, в конце концов, ваша способность побеждать в конкретной борьбе и класть кирпич за кирпичом изо дня в день, — то, что лежит в основе борьбы прокрастинатора за контроль над его миром.

Однако если бы прокрастинацию можно побороть, лишь прочитав эту статью, она не стала бы такой большой проблемой в жизни многих людей. Есть только один способ по-настоящему победить прокрастинацию — нужно доказать себе, что вы можете это сделать.

Постарайтесь усвоить тот факт, что все, что вы делаете, — только выбор

Начните с размышлений о терминах, которые мы использовали в этой статье, и если они резонируют с вами, запишите их. Одна из причин, почему я дал определение для многих из этих чувств или явлений — Обезьяна мгновенного вознаграждения, Принимающий рациональные решения, Панический монстр, Темная игровая площадка, Неконкретность, Кирпичи, Критический вход, Темный лес, Переломный момент, Счастливая игровая площадка, Поток, Сюжетная линия, — они помогают прояснить реальность выбора, который вы делаете. Это помогает выявить плохой выбор и подчеркнуть, когда наиболее важно делать правильный.

Придумайте методы, которые помогут победить обезьяну
[Например]Найдите внешнюю поддержку, сообщив одному или нескольким друзьям или членам семьи о цели, которую пытаетесь достичь, и попросите их поддержать вас. Если по каким-то причинам вам трудно это сделать, отправьте мне письмо по электронной почте — я незнакомец. Даже просто написав о своей цели кому-то ещё, вы можете сделать её более реальной. Правда, некоторые эксперты утверждают, что говорить людям о вашей цели может быть контрпродуктивным, так что всё зависит от конкретной ситуации.
Создайте Панического монстра, если он ещё не на месте. Если вы пытаетесь закончить музыкальный альбом — запланируйте презентацию через несколько месяцев, начиная с сегодняшнего дня, зарезервируйте площадку и отправьте приглашения сотне–другой людей.
Если планируете уйти с работы и начать бизнес, сделайте Панического монстра вашим соседом по комнате.
Если пытаетесь вести регулярный блог, напишите вверху страницы: «Новая публикация каждый вторник».
Пишите заметки, напоминая себе сделать правильный выбор.
Установите будильник, чтобы не забыть о начале задания или напомнить о том, что стоит на кону.
Сведите к минимуму отвлекающие факторы. Если телевизор для вас проблема — продайте его. Если у вас проблемы с интернетом, заведите себе второй компьютер для работы с отключенным Wi-Fi или неработающей сетевой картой. На время работы, если вам это позволяет ситуация, переводите телефон в авиарежим.
Вовлеките себя во что-то — заплатите за уроки или курсы, оплатите обучение.


И если методы, которые вы под себя настроили, не работают, измените их. Создайте напоминание на следующий месяц, где сказано: «Изменилась ли ситуация к лучшему? Если нет, измени методы». (что-то мне эти методы кажутся неэффективными)


Стремитесь к медленному, стабильному прогрессу. Сюжетные линии переписываются по одной странице за раз

Большое достижение — укладывать бесславный кирпич за бесславным кирпичом день за днем. Это глубоко укоренившаяся привычка — такая же, как прокрастинация, — она не меняется сразу, она меняется на одно скромное улучшение за раз. Помните, это всё для того, чтобы показать, что вы можете это сделать, поэтому ключ — не быть идеальным, а просто становиться лучше.

Автор, который пишет одну страницу в день, напишет книгу через год. Прокрастинатор, который становится лучше каждую неделю, будет совершенно другим человеком спустя год.

Так что не думайте о переходе от A к Я, просто начинайте с A до Б. Измените сюжетную линию с «Я откладываю каждую трудную задачу, которую я делаю» на «Раз в неделю я делаю тяжелую задачу безотлагательно». Если вы сможете сделать это, то зададите тенденцию.

Почему я так много думаю об этой теме, и почему я написал эту статью?

Потому что победить прокрастинацию — это то же самое, что получить контроль над собственной жизнью. Есть много вещей, которые делают людей счастливыми или несчастными, — уровень удовлетворения, чувство собственного достоинства, сожаление, которое они несут с собой, количество свободного времени, которое они должны посвящать своим отношениям, — сильно страдают от прокрастинации. Поэтому она заслуживает серьёзного внимания.

Источник: https://vc.ru/p/why-procrastinators-procrastinate (по ссылке больше картинок и текста))).

Завтра законспектирую 3-ю, последнюю часть.
Tags: прокрастинация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments